Айдар Абдуллаев


На главную

Контакты

Трудовая биография

Мой прадед Абдулов Ахмед-Гирей и его время

Инфляция веры – страшнейшая из инфляций (1995 год)

А. Абдуллаев в прямом эфире радио «Новый век» – о проблемах ЖКХ (17.03.04, 1,9МБ, wma 21.32 мин)


Жилье мое! Как управлять?


Отчет и задачи управления развития сферы бытового обслуживания населения (Казань, 25 ноября 2001 года)


А. Абдуллаев в прямом эфире радио «Новый век» – о новом (2005 года) Жилищном кодексе РФ (февраль 2005 г., 2,2 МБ, mp3, 18.53 мин)


А. Абдуллаев в прямом эфире радио «Новый век» – о ТСЖ (07.07.04, 1,89 МБ, mp3, 16.32 мин)


А. Абдуллаев в прямом эфире радио «Новый век» – о ТСЖ (16.08.04, 1,3 МБ, wma, 11.26 мин)


Для реализации нового Жилищного кодекса РФ потребуется разработка ряда дополнительных документов


Жилищный кодекс отменяет ордера


«Водоканал» не подконтролен


А. Абдуллаев в прямом эфире «Радиостудии МЖК» (апрель 1992 года, 4,06 МБ, mp3, 32.42 мин)


В Сармановском районе Татарстана жилфондом управляют ТСЖ


Городской субботник привел к появлению новых незаконных свалок в Приволжском районе Казани


Завтра в Приволжском районе отключат свет: казанцы задолжали энергетикам 20 миллионов рублей


А. Абдуллаев в прямом эфире «БИМ-радио» – о времени и о себе (02.03.95, 2,71 МБ, mp3, 19.01 мин)


Как не платить за неоказанные услуги?


МЖК, МЖК, как мечта была сладка…


Республика Татарстан: массовая передача обслуживания жилья частному бизнесу должна осуществится к 2010 году


Management of housing sphere on Tatarstan Republic’s experience example


Какая температура должна быть в квартире зимой?


Кому доверить дом?


Агентство по развитию предпринимательства РТ и ТИСБИ будут обучать желающих управлять жилищным фондом


Ах, МЖК, ах, МЖК – и дома нет, и молодость прошла


О состоянии сферы бытовых услуг в республике Татарстан


Управление жилищной сферой на примере опыта Республики Татарстан


На Горках появился собственный «гейзер»


Передача жилья в управление собственникам


Прорыв теплотрассы


Проблемы и перспективы развития бытового обслуживания Республики Татарстан


Платим только за реальные услуги


О состоянии и перспективах развития рынка бытовых услуг в регионах Приволжского федерального округа


Смело мы в ТСЖ пойдем!


Сталкеры в жилищно-коммунальной разрухе


Не так страшен ТСЖ, как его малюют


По итогам общегородского субботника Приволжский район был признан лучшим в Казани


Городской субботник привел к появлению новых незаконных свалок в Приволжском районе Казани


Терпение коммунальщиков лопнуло


При передаче ведомственных сетей необходимо учитывать материальное состояние их хозяев




Доклад на конференции «О состоянии и перспективах развития рынка бытовых услуг Приволжского федерального округа» 26.09.2000, г. Нижний Новгород.

УДК 64(470.41)

 

О состоянии сферы бытовых услуг в республике Татарстан

 

Абдуллаев А. Ю. – начальник Управления развития сферы бытового обслуживания Министерства торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан

 

Сфера бытового обслуживания населения в экономике не только Республики Татарстан является одной из важнейших социально значимых отраслей. Нет необходимости много говорить о роли услуг в экономике республики.

 

В декабре 1999 года Министерством экономики Российской Федерации проведено совещание по проблемам развития сферы услуг. Уже сам факт, проведения совещания на высоком уровне с участием более 50 субъектов Российской Федерации и 12 ведомств исполнительной федеральной власти, говорит о растущем внимании органов управления всех уровней к обсуждаемой теме в силу ее социальной значимости. Сегодняшний саммит очередное подтверждение.

 

В ходе работы Всероссийского совещания разработан план мероприятий по реализации рекомендаций представителей субъектов Российской Федерации. Рекомендации совещания мы также довели до всех Глав администраций городов и районов республики для детального изучения и применения в своей непосредственной работе.

 

Одним из главных условий развития сферы услуг является формирование системы управления этой сферой, отвечающей требованиям рынка. Речь идет, в первую очередь, о координации на всех уровнях комплексного развития сферы услуг на основе более глубокого анализа, выработки мер, исключающих развитие негативных тенденций. В целях повышения эффективности экономических и социальных реформ, проводимых в республике, принято постановление КМ РТ от 27.03.2000г. № 198 «О мерах по усилению взаимодействия министерств и ведомств… в сфере государственного управления отраслями экономики РТ». Согласно которому нашему министерству установлено государственное регулирование деятельности предприятий БОН независимо от организационно – правовой формы.

 

По данным Минэкономики Российской Федерации, Татарстан по оказанию бытовых услуг в расчете на одного жителя среди 89 регионов России по итогам 1999 года занял 36 место. Для сравнения приведу занимаемые места по соседним регионам: Саратовская область – 25, Самарская область - 8, Башкорстан – 11 место. Хотя не всегда можно согласиться с Госкомстатом, все же такое положение не может нас устраивать. К примеру, в начале 90-х годов республика по оказанию бытовых услуг населению была в первой десятке, а по услугам на селе – на пятом месте по Российской Федерации.

 

По итогам за 1999г. в Республике Татарстан объем бытовых услуг составил 1 млрд. 291 млн. 300 тысуб. Темп роста в сопоставимых ценах к уровню 1998 года составил 104,0%. Для сравнения, по Российской Федерации этот показатель составил 102,6%. По показателю оказываемых услуг на одного жителя, в Республике Татарстан – 341,7 руб., по Российской Федерации – 482,3 руб. Если сравнить нас с соседними регионами, то в Самарской области данный показатель выше и составляет 596,8 руб., в Республике Башкортостан – 546,6 руб., Ульяновской области – 462,4 руб., в Саратовской области – 393,5 руб., в Нижегородской области – 371,6 руб. на одного жителя.

 

За период с 1993 по 1995 годы объём бытовых услуг в республике упал на 46%. Объём бытовых услуг сокращался не только в нашей республике, но и в целом по России. Многие из присутствующих в зале являлись очевидцами той не простой ситуации, которая складывалась на рынке услуг в начале 90-х годов. Именно в отрасли бытового обслуживания произошли процессы, имеющие негативные последствия для обеспечения населения социально важными бытовыми услугами. В результате доля бытовых услуг в объёме платных уменьшилась с 38,2% в 1990 году до 19,3% в 1999 году. За период с 1993 по 1997 год в 2 раза уменьшилась численность работающих на предприятиях бытового обслуживания. За этот же период сеть объектов бытового обслуживания в республике сократилась на 46%. Однако, с 1997 по 2000 год разрыв сократился до 36 %.

 

В 1999 году в республике наметилась тенденция роста объема бытовых услуг. Наблюдается рост объемов услуг по ремонту и пошиву одежды, вязанию трикотажных изделий, ремонту обуви, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту квартир и ритуальных услуг.

 

Необходимо отметить, что в ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в 1991 году подавляющую часть услуг населению оказывали предприятия государственного сектора, то в 1999 году доля государственного сектора снизилась до 12,5 процентов.

 

Сегодня на потребительском рынке бытовых услуг значительную роль стали играть организации частной и других негосударственных форм собственности. Объемы, оказанные населению в частном секторе, в основном представлены услугами, выполненными физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В 1999 году по республике на их долю в общем объеме бытовых услуг населению приходится более 64,8 процентов. А доля услуг оказываемых предприятиями частной и др. негосударственных форм собственности составляет 87,5%. Особенно высока доля индивидуального предпринимательства по оказанию услуг ремонта и строительства жилищ, фотографий, ремонта и технического обслуживания автомототранспорта и т.д. В связи с этим возникает вопрос о профессиональной подготовленности предпринимателей и наличии сертификатов на оказываемые ими услуги, так как это влияет на качество обслуживания потребителей. В случае отсутствия таковых, в конечном счете, ведет к нарушению их законных прав и интересов. Всего в республике сегодня насчитывается 3285 предприятий БОН, боюсь ошибиться в количестве частных предпринимателей.

 

Что касается финансового состояния государственных предприятий отрасли республики, то здесь есть над чем поработать. Имеется все же еще задолженности по заработной плате, убытки (особенно в сельских районах), дебиторская и кредиторская задолженности и пр.

 

В 1999 году государственным предприятиям бытового обслуживания полностью не удалось погасить задолженность по оплате труда своим работникам. Задержка в выплате заработной платы по подотраслям колеблется от одного до трех месяцев. В целом по отрасли в 1999 году роста заработной платы в сопоставимых ценах к уровню 1998 года не наблюдается. Но в тоже время, сложившаяся средняя зарплата работников предприятий непроизводственной сферы за январь-декабрь 1999 года по данным Госкомстата РТ составила 1032 рубля. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года – рост составил 129%. К сведению, по республике средняя зарплата за январь-декабрь 1999 года составила 1315 рублей. Таким образом, заработная плата работников непроизводственной сферы составляет 78% от средне республиканской.

Необходимо отметить, что за прошедший год на некоторых предприятиях отрасли наблюдается увеличение заработной платы от 35% до 60%.

Наибольший уровень заработной платы отмечается на предприятиях, оказывающих услуги по химической чистке и крашению одежды, фотографий, ритуальным услугам, гораздо ниже – у работников ателье по ремонту и пошиву одежды, предприятий по ремонту бытовой техники. Основная часть предприятий работающих стабильно сосредоточена в городах.

 

Наблюдается рост дебиторской задолженности. Особенно на предприятиях, оказывающих услуги химчистки и стирки белья. Оплата услуг, в основном, осуществляется с применением взаимозачетов республиканских налоговых обязательств, передачи права третьему лицу, оформление которых трудоемко и продолжительно. Это сказывается на финансовой устойчивости предприятий, приводит к недостатку свободных денежных средств на развитие производства.

Одна из существенных проблем предприятий отрасли - рост кредиторской задолженности. Анализ заемных средств показал, что в структуре кредиторской задолженности основная доля приходится на задолженность перед бюджетом (40-60%) и Пенсионным фондом (35-50%). Основными кредиторами являются бюджеты всех уровней. Только принятие своевременных мер по реформированию с учетом государственной поддержки позволит восстановить платежеспособность предприятий.

 

В соответствии со ст.16 Закона республики Татарстан «О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год» предприятия легкой промышленности освобождены от уплаты налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость), поступающих в Республиканский бюджет Республики Татарстан. В результате 45 предприятий бытового обслуживания, относящихся к легкой промышленности, согласно действующему классификатору отраслей народного хозяйства также получили льготы по налогам, касающихся предприятий лёгкой промышленности.

 

В соответствии ст.17 Закона о бюджете проводится реструктуризация задолженности предприятий и организаций перед республиканским бюджетом Республики Татарстан по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства. Здесь же рекомендовано органам государственной власти принять аналогичные решения в части налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты. В результате, в 15 районах предприятия бытового обслуживания освобождены от уплаты налогов, зачисляемых в местный бюджет.

 

До проведения реструктуризации задолженности перед республиканским бюджетом нами велась подготовительная работа. Совместно с Министерством экономики и промышленности РТ и Управлением Министерства по налогам и сборам РФ по РТ был проведён семинар для руководителей и главных бухгалтеров предприятий БОН. В настоящее время нашим министерством ведется работа по реструктуризации задолженности предприятий отрасли перед федеральным бюджетом. До руководителей предприятий отрасли доведены правила проведения реструктуризации. 32 предприятия подали заявки на реструктуризацию, на сегодня по 15 из них приняты положительные решения.

 

В результате проведения реструктуризации задолженности, выплаты по ней становятся реальными, предприятия получают возможность планировать финансовую деятельность на несколько лет вперед и инвестировать финансовые ресурсы в собственное развитие. Но не все, к сожалению, выдерживают условия реструктуризации.

 

Проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности. Совместно с главами администраций 32 городов (районов) республики подготовлены мероприятия на 2000 год по оздоровлению убыточных предприятий отрасли и развитию бытового обслуживания на местах. Администрациями запланированы мероприятия, которые направлены на выправление положения предприятий отрасли. Это – предоставление льгот или полное освобождение по уплате налогов и сборов в местный бюджет, проведение реструктуризации задолженности, продажа пустующих помещений по льготным ценам, выделение средств для приобретения оборудования, освобождение от арендной платы за помещения, переоценка основных фондов, размещение заказов на нужды районов, освобождение от уплаты коммунальных платежей и др.

 

В настоящее время в республике в сфере бытового обслуживания населения большое количество государственных предприятий все еще остаются неприватизированными по ряду причин. Всего в республике 325 предприятий государственной (республиканской и коммунальной) формы собственности. В основном это происходит из-за не ликвидности имущества. С целью ускорения процессов приватизации и повышения ответственности администраций городов и районов республики за состояние и развитие бытового обслуживания населения был принят ряд постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, согласно которым объекты бытового обслуживания из республиканской собственности переданы в коммунальную.

 

Существенное снижение темпов приватизации обусловлено непривлекательностью для потенциальных инвесторов вложения средств в предприятия, имеющие значительные долги и убытки. Кроме того, у трудовых коллективов предприятий отсутствуют средства для выкупа имущества при включении в уставный капитал помещений, и они не заинтересованы в приобретении незначительных пакетов акций в случае акционирования предприятий.

 

По существующей на сегодняшний день методике оценки стоимости имущественного комплекса при приватизации государственных предприятий в Республике Татарстан приватизированные предприятия становятся правопреемниками долгов государственных предприятий (величина которых нередко превышает стоимость их имущества).

 

В целях повышения эффективности управления государственным имуществом необходимо:

1.Усилить контроль со стороны государства за деятельностью государственных предприятий.

2.Сузить круг унитарных предприятий отрасли до минимума, обеспечивающего выполнение этими предприятиями общегосударственных функций.

 

В отношении остальных предприятий необходимо осуществить приватизацию, основной целью которой является создание слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятия, расширение производства, создание новых рабочих мест.

В отношении предприятий, имеющих большое значение для района (города), но с неудовлетворительной структурой баланса, необходимо осуществить их реструктуризацию в рамках процедур несостоятельности (банкротства). В этих целях мы определяем порядок взаимодействия с Комитетом Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

 

Предприятия, на протяжении длительного времени не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, подлежат ликвидации через процедуры несостоятельности (банкротства). Таких предприятий тоже не мало.

 

На всех республиканских совещаниях в число рассматриваемых вопросов постоянно включается вопрос сертификации услуг, так как сегодня сертификации бытовых услуг уделяется повышенное внимание. Согласно действующему законодательству на сегодняшний день обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности подлежат услуги химической чистки, ремонта и технического обслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств, парикмахерские услуги. В республике по сертификации бытовых услуг аккредитованы два органа, это Татарстанский Центр стандартизации, метрологии и сертификации (официальный представитель Госстандарта РФ) и государственное унитарное предприятие – Центр подтверждения качества продукции и услуг. Министерством подписаны Соглашения о взаимодействии с ними. Создается база данных о наличии сертификатов соответствия у предприятий всех форм собственности, оказывающих бытовые услуги, подлежащие обязательной сертификации. Из 18 предприятий, оказывающих услуги по химчистке и крашению одежды, 9 имеют сертификат соответствия. Из 39 предприятий, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, сертификат соответствия имеют только 10 предприятий, 5 подали заявку. Более ста сертификатов выданы парикмахерским салонам. Регулярно проводится работа с предприятиями и физическими лицами, занимающимися оказанием бытовых услуг населению по разъяснению необходимости сертификации услуг и дается соответствующая консультация.

 

Периодически проводим семинары для руководителей и специалистов химчисток, где рассматриваются вопросы введения новых технологий и сертификации услуги. В январе этого года совместно АО «Росбытсоюз» г. Москва и Центром подтверждения качества продукции и услуг проведен семинар по сертификации услуг парикмахерских, пошива и ремонта одежды. Аналогичные семинары проводятся совместно с Татарстанским Центром стандартизации и метрологии.

 

Специалисты министерства совместно с Госкомитетом РТ по защите прав потребителей постоянно участвуют в проверках предприятий, оказывающих бытовые услуги населению на соблюдение требований Правил бытового обслуживания населения и наличие сертификатов на оказываемые услуги.

 

Необходимо отметить, что в настоящее время на многих предприятиях отсутствуют отделы технического контроля и стандартизации, сокращены технологические службы. На предприятиях отсутствует в полном объеме нормативно-техническая документация.

 

Для обеспечения нормативно-технической документацией и консультационной поддержки предприятий и организаций отрасли независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере бытового обслуживания, министерством подписан договор с АО «Росбытсоюз» г. Москва. Систематически подготавливаются и выпускаются сборники нормативных документов. До предприятий доводится информация о введении в действие, внесении изменений и окончании срока действия государственных стандартов.

 

Обязательным условием для оказания услуг является документально подтвержденный профессиональный уровень мастерства исполнителя и его знание требований безопасности, правил обслуживания и санитарных норм. В связи с этим, министерством разработано Положение о квалификационной комиссии по определению профессионального мастерства работников сферы бытового обслуживания. Создана комиссия, которая начала работу в этом направлении на базе учебно-производственного комбината и отраслевых предприятий. На базе УПК министерства и профессионального лицея № 41 организованы курсы повышения квалификации парикмахеров с последующей аттестацией и присвоением разрядов. Аттестовано свыше 1000 человек. Из них 450 – АО «Лавена», остальные – парикмахеры салонов и индивидуальные предприниматели республики.

 

В настоящее время в министерстве прорабатываются различные варианты вывода из кризиса отрасли бытового обслуживания.

Министерством разработана Программа развития бытового обслуживания населения Республики Татарстан на 2000-2005 годы. В настоящее время она находится на рассмотрении Кабинета Министров Республики Татарстан.

 

Нами прорабатывался вопрос по созданию республиканской холдинговой компании либо акционерного общества в сфере бытового обслуживания. Создание такого общества предполагалось путем внесения в ее уставный капитал пакетов акций и имущества предприятий БОН республики, учредительских взносов других заинтересованных в создании холдинга юридических и физических лиц. Причем пакеты акций могут быть в собственности как государства, так и акционерных обществ, созданных в результате преобразования государственных унитарных предприятий сферы бытового обслуживания населения. Цель создания общества – обеспечение гарантий в получении кредитов и инвестиций для развития сферы бытового обслуживания, содействие предприятиям отрасли в их деятельности, а также своевременные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды. Пока данное предложение не нашло окончательной поддержки.

 

За период 1999 – 2000 гг. провели два Республиканских Чемпионата по парикмахерскому искусству и Чемпионаты по декоративной косметике «Золотая лилия – Белый парус», участвуем во всех Всероссийских конкурсах. На днях в Казани прошел традиционный конкурс «Серебряная нить», где приняли участие художники-модельеры из 17 городов и регионов России. Ведется подготовительная работа по проведению очередной межрегиональной специализированной выставки-ярмарки «Сервис. Услуги. Быт-2000».

 

Надеюсь, что позитивные тенденции на рынке услуг населению, в том числе и сфере бытового обслуживания, в перспективе получат дальнейшее развитие. Я уверен, что это, прежде всего, зависит от эффективности организационно-экономических мер, принимаемых государственными и местными органами управления.

 

Таким образом, я коротко ознакомил вас с ситуацией в сфере бытовых услуг в республике.

 

На этом разрешите завершить мое небольшое выступление. Спасибо за внимание!

 

А. Ю. Абдуллаев

 

 

 

 

© vadim_gershanov 2007

Сайт создан в системе uCoz