Айдар Абдуллаев

 

На главную

Контакты

Трудовая биография

Мой прадед Абдулов Ахмед-Гирей и его время

Инфляция веры – страшнейшая из инфляций (1995 год)

А. Абдуллаев в прямом эфире радио «Новый век» – о проблемах ЖКХ (17.03.04, 1,9МБ, wma 21.32 мин)


Жилье мое! Как управлять?


Отчет и задачи управления развития сферы бытового обслуживания населения (Казань, 25 ноября 2001 года)


А. Абдуллаев в прямом эфире радио «Новый век» – о новом (2005 года) Жилищном кодексе РФ (февраль 2005 г., 2,2 МБ, mp3, 18.53 мин)


А. Абдуллаев в прямом эфире радио «Новый век» – о ТСЖ (07.07.04, 1,89 МБ, mp3, 16.32 мин)


А. Абдуллаев в прямом эфире радио «Новый век» – о ТСЖ (16.08.04, 1,3 МБ, wma, 11.26 мин)


Для реализации нового Жилищного кодекса РФ потребуется разработка ряда дополнительных документов


Жилищный кодекс отменяет ордера


«Водоканал» не подконтролен


А. Абдуллаев в прямом эфире «Радиостудии МЖК» (апрель 1992 года, 4,06 МБ, mp3, 32.42 мин)


В Сармановском районе Татарстана жилфондом управляют ТСЖ


Городской субботник привел к появлению новых незаконных свалок в Приволжском районе Казани


Завтра в Приволжском районе отключат свет: казанцы задолжали энергетикам 20 миллионов рублей


А. Абдуллаев в прямом эфире «БИМ-радио» – о времени и о себе (02.03.95, 2,71 МБ, mp3, 19.01 мин)


Как не платить за неоказанные услуги?


МЖК, МЖК, как мечта была сладка…


Республика Татарстан: массовая передача обслуживания жилья частному бизнесу должна осуществится к 2010 году


Management of housing sphere on Tatarstan Republic’s experience example


Какая температура должна быть в квартире зимой?


Кому доверить дом?


Агентство по развитию предпринимательства РТ и ТИСБИ будут обучать желающих управлять жилищным фондом


Ах, МЖК, ах, МЖК – и дома нет, и молодость прошла


О состоянии сферы бытовых услуг в республике Татарстан


Управление жилищной сферой на примере опыта Республики Татарстан


На Горках появился собственный «гейзер»


Передача жилья в управление собственникам


Прорыв теплотрассы


Проблемы и перспективы развития бытового обслуживания Республики Татарстан


Платим только за реальные услуги


О состоянии и перспективах развития рынка бытовых услуг в регионах Приволжского федерального округа


Смело мы в ТСЖ пойдем!


Сталкеры в жилищно-коммунальной разрухе


Не так страшен ТСЖ, как его малюют


По итогам общегородского субботника Приволжский район был признан лучшим в Казани


Городской субботник привел к появлению новых незаконных свалок в Приволжском районе Казани


Терпение коммунальщиков лопнуло


При передаче ведомственных сетей необходимо учитывать материальное состояние их хозяев


Доклад начальника Управления развития сферы бытового обслуживания

Министерства торговли и экономического сотрудничества РТ БКК Абдуллаева А.Ю. на конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса»,

15-16 марта 2001 года, г.Москва

 

 

Проблемы и перспективы развития бытового обслуживания Республики Татарстан

 

 

Уважаемые участники конференции!

 

Сфера бытового обслуживания населения в экономике не только Республики Татарстан является одной из важнейших социально значимых отраслей. Нет необходимости много говорить о роли услуг в экономике республики.

 

После декабря 1999 года, когда Министерство экономики Российской Федерации провело совещание на высоком уровне с участием более 50 субъектов Российской Федерации и 12 ведомств исполнительной федеральной власти, по проблемам развития сферы услуг, стало заметно растущее внимание органов управления всех уровней к обсуждаемой теме в силу ее социальной значимости. Не менее значимой стала научно – практическая конференция в сентябре 2000 г. в г. Нижний Новгород «О состоянии и перспективах развития рынка бытовых услуг в регионах Приволжского федерального округа».

 

Одним из главных условий развития сферы услуг является формирование системы управления этой сферой, отвечающей требованиям рынка. Речь идет, в первую очередь, о координации на всех уровнях комплексного развития сферы услуг на основе более глубокого анализа, выработки мер, исключающих развитие негативных тенденций. В целях повышения эффективности экономических и социальных реформ, проводимых в республике, принято постановление Правительства Республики Татарстан по усилению взаимодействия министерств и ведомств в сфере государственного управления отраслями экономики. Согласно которого министерствам и ведомствам установлено государственное регулирование деятельности предприятий, в том числе бытового обслуживания населения, независимо от организационно – правовой  формы.

 

Татарстан по оказанию бытовых услуг в расчете на одного жителя среди 89 регионов России в последние годы занимает 32 – 36 места. Такое положение не может нас устраивать. К примеру, в начале 90-х годов республика по оказанию бытовых услуг населению была в первой десятке, а по услугам на селе - на пятом месте по Российской Федерации.

 

По итогам за 2000 г. в Республике Татарстан объем бытовых услуг составил 1 млрд. 610 млн. руб. Темп роста в сопоставимых ценах к уровню 1999 года составил 104,1%.

 

За период с 1993 по 1995 годы объём бытовых услуг в республике упал на 46%. Объём бытовых услуг сокращался не только в нашей республике, но и в целом по России. Именно в отрасли бытового обслуживания произошли процессы, имеющие негативные последствия для обеспечения населения социально важными услугами. В результате доля бытовых услуг в объёме платных уменьшилась с 38,2% в 1990 году до 19,3% в 1999 году.

 

За период с 1993 по 1997 год в два раза уменьшилась численность работающих на предприятиях бытового обслуживания. За этот же период сеть объектов бытового обслуживания в республике сократилась на 46%. Однако, с 1997  по 2000 год разрыв сократился до 36 %. В 2000 году в республике продолжается, наметившаяся с августа 1998 года, тенденция роста объема бытовых услуг.

 

Необходимо отметить, что в ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в 1991 году подавляющую часть услуг населению оказывали предприятия государственного сектора, то в настоящее время доля государственного сектора снизилась до 12,5 процентов.

 

Сегодня на потребительском рынке бытовых услуг значительную роль стали играть организации частной и других негосударственных форм собственности. Объемы, оказанные населению в частном секторе, в основном представлены услугами, выполненными физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В 1999 году по республике на их долю в общем объеме бытовых услуг населению приходится более 64,8 процентов. А доля услуг оказываемых предприятиями частных и др. негосударственных форм собственности составляет 87,5%. Всего в республике сегодня насчитывается 3224 предприятий БОН, большое количество частных предпринимателей.

 

Что касается финансового состояния предприятий отрасли республики. К сожалению, при имеющейся тенденции к снижению, еще сохраняются задолженности по заработной плате, дебиторская и кредиторская задолженности, формируются убытки (особенно в сельских районах).

 

По-прежнему сложная ситуация с оказанием бытовых услуг наблюдается в сельской местности. Сегодня процессы, происходящие в сфере бытового обслуживания населения, в городах и сельских районах существенно отличаются друг от друга. Причиной тому является концентрация денежной массы в городах и соответственно ее отсутствие на селе.   Обслуживая малообеспеченную часть населения, предприятия службы быта работают с убытками, так как стараются сохранять цены на уровне платежеспособности населения и, естественно,  ниже городских. 

 

Необходимо отметить, что между районами республики существуют значительные различия в методах оказания финансово - экономической поддержки предприятиям отрасли. И дело здесь не только в различных финансовых возможностях, но и в степени осознания администрациями своей ответственности за состояние сферы услуг и обеспечение приемлемых условий жизни для населения. Степень развития отрасли во многом характеризует и степень развития соответствующего района, уровень жизни его населения.

 

Безусловно, администрации многих районов республики оказывают реальную помощь предприятиям бытового обслуживания. В 2000 году в 32 городах (районах) республики принят целый ряд мер, которые позволили обеспечить финансово-экономическую поддержку предприятиям отрасли. Это - предоставление льгот или полное освобождение по уплате налогов и сборов в местный бюджет, проведение реструктуризации задолженности, выделение средств для приобретения оборудования, размещение заказов на нужды районов и др.

 

В 2000 году государственным предприятиям бытового обслуживания полностью не удалось погасить задолженность по оплате труда своим работникам. Задержка в выплате заработной платы по подотраслям колеблется от одного до трех месяцев.

 

Сложившаяся средняя зарплата работников предприятий непроизводственной сферы за ноябрь 2000 года составила 1535 рублей  (по данным Госкомстата РТ). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года – рост 138,3%. К сведению,  по республике средняя зарплата за ноябрь 2000 г. составила 2269 рублей. Таким образом, заработная плата работников непроизводственной сферы составляет 68% от среднереспубликанской.

 

Необходимо отметить, что за прошедший год на некоторых предприятиях отрасли наблюдается увеличение заработной платы от 35% до 60%.

 

Наибольший уровень заработной платы отмечается на предприятиях, оказывающих услуги по химической чистке и крашению одежды, фотографий, ритуальным услугам, гораздо ниже – у работников ателье по ремонту и пошиву одежды, предприятий по ремонту бытовой техники. Основная часть предприятий работающих стабильно сосредоточена в городах.

      

Наблюдается рост дебиторской задолженности. Особенно на предприятиях, оказывающих услуги химчистки и стирки белья, т.к. основными потребителями услуг являются администрации городов (районов).

 

Одна из существенных проблем предприятий отрасли - рост кредиторской задолженности. Анализ заемных средств показал, что в структуре кредиторской задолженности основная доля приходится на задолженность перед бюджетом (40-60%) и Пенсионным фондом (35-50%). Основными кредиторами являются бюджеты всех уровней. Только принятие своевременных мер по реформированию с учетом государственной поддержки позволит восстановить платежеспособность предприятий.

 

В соответствии с Законом Республики Татарстан «О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год» предприятия легкой промышленности были освобождены от уплаты налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость), поступающих в Республиканский бюджет Республики Татарстан. В результате предприятия бытового обслуживания, относящееся согласно действующему классификатору отраслей народного хозяйства к легкой промышленности, также получили льготы по налогам, касающихся предприятий лёгкой промышленности.

 

В соответствии Закона о бюджете в 2000 году проводилась реструктуризация задолженности предприятий и организаций перед республиканским бюджетом Республики Татарстан по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства. Органы государственной власти принимали аналогичные решения в части налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты. В результате, в большинстве сельских районах в 2000 году предприятия бытового обслуживания были освобождены от уплаты налогов, зачисляемых в местный бюджет.

 

До проведения реструктуризации задолженности перед республиканским бюджетом совместно с Министерством экономики и промышленности РТ и Управлением Министерства по налогам и сборам РФ по РТ велась подготовительная работа. К сожалению из – за кратких сроков реструктуризации задолженности предприятий отрасли перед федеральным бюджетом не все предприятия получили такую возможность. Практически все предприятия выдерживающие условия и подавшие заявки на реструктуризацию задолженности перед республиканским бюджетом получили положительные решения Министерства финансов республики на общую сумму 26,2 млн. рублей.

 

В результате проведения  реструктуризации задолженности, выплаты по ней становятся реальными, предприятия получают возможность планировать финансовую деятельность на несколько лет вперед и инвестировать финансовые ресурсы в собственное развитие. Но не все, к сожалению, выдерживают условия реструктуризации.

 

Постоянно проводится анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности. Совместно с главами администраций городов (районов) республики подготовлены мероприятия на 2001 год по оздоровлению убыточных предприятий отрасли и развитию бытового обслуживания на местах. Администрациями запланированы мероприятия, которые направлены на выправление положения предприятий отрасли. Это - предоставление льгот или полное освобождение по уплате налогов и сборов в местный бюджет, проведение реструктуризации задолженности, продажа пустующих помещений по льготным ценам, выделение средств для приобретения оборудования, освобождение от арендной платы за помещения, переоценка основных фондов, размещение заказов на нужды районов, освобождение от уплаты коммунальных платежей и др. Значительную роль должно сыграть введение налога на вмененный доход.

 

Безусловно, на сегодняшний день обеспечить рентабельность многие предприятия бытового обслуживания просто не в состоянии. Резко подорожали энергоресурсы, транспорт, арендная плата за помещения, большие начисления на заработную плату. Явно недостаточен объем инвестиций в нашу отрасль и вследствие чего происходит старение материальной базы, что оказывает негативное воздействие на развитие рынка услуг.

 

Хочется отметить, что предприятиям службы быта одновременно с первичными исследованиями и анализом рынка услуг, необходимо заниматься бизнес - планированием. Как оказалось на практике, составление инвестиционных проектов бизнес-плана для специалистов предприятий стало трудной задачей. Но ни правительство, ни один банк без грамотного проекта денежные средства не выделит. В связи с этим, прорабатывается вопрос изыскания источников финансирования проектирования самих бизнес - планов.

 

В настоящее время в республике в сфере бытового обслуживания населения большое количество государственных предприятий все еще остаются неприватизированными по ряду причин. Всего в республике 325 предприятий государственной (республиканской и коммунальной) формы собственности. В основном это происходит из-за неликвидности имущества. С целью ускорения процессов приватизации и повышения ответственности администраций городов и районов республики за состояние и развитие бытового обслуживания населения был принят ряд постановлений Правительства Республики Татарстан, согласно которым объекты бытового обслуживания из республиканской собственности переданы в коммунальную (муниципальную).

      

Существенное снижение темпов приватизации обусловлено непривлекательностью для потенциальных инвесторов вложения средств в предприятия, имеющие значительные долги и убытки. Кроме того, у трудовых коллективов предприятий отсутствуют средства для выкупа имущества при включении в уставный капитал помещений, и они не заинтересованы в приобретении незначительных пакетов акций в случае акционирования предприятий.

 

В целях повышения эффективности управления государственным имуществом необходимо:

 

1. Усилить контроль со стороны государства за деятельностью государственных предприятий.

 

2. Сузить круг унитарных предприятий отрасли до минимума, обеспечивающего выполнение этими предприятиями общегосударственных функций.

 

В отношении остальных предприятий необходимо осуществить приватизацию, основной целью которой является создание слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятия, расширение производства, создание новых рабочих мест.

 

В отношении предприятий, имеющих большое значение для района (города), но с неудовлетворительной структурой баланса, необходимо осуществить их реструктуризацию в рамках процедур несостоятельности (банкротства). В этих целях мы совместно с Комитетом Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению определяем порядок взаимодействия. Предприятия, на протяжении длительного времени не осуществляющие финансово - хозяйственную деятельность, подлежат ликвидации через процедуры несостоятельности (банкротства). Таких предприятий тоже не мало.

 

Важнейшим мероприятием по регулированию качества предоставляемых услуг является вопрос сертификации услуг.

 

Как уже говорилось выше, доля услуг оказываемых предприятиями частной и др. негосударственных форм собственности занимает основную часть (более 80%) из всего объема предоставляемых услуг. Особенно высока доля индивидуального предпринимательства по оказанию услуг ремонта и строительства жилищ, фотографий, ремонта и технического обслуживания автомототранспорта и т.д. В связи с чем возникает вопрос о профессиональной подготовленности предпринимателей и наличии сертификатов на оказываемые ими услуги, так как это влияет на качество обслуживания потребителей. В случае отсутствия таковых, в конечном счете, ведет к нарушению их законных прав и интересов.

 

Согласно действующему законодательству на сегодняшний день обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности подлежат услуги химической чистки, ремонта и технического обслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств, парикмахерские услуги. Министерством торговли и экономического сотрудничества РТ ведется база данных о наличии сертификатов соответствия у предприятий, оказывающих бытовые услуги, подлежащие обязательной сертификации. Регулярно проводится работа с предприятиями и физическими лицами, занимающимися оказанием бытовых услуг населению по разъяснению необходимости сертификации услуг и дается соответствующая консультация.

 

Необходимо отметить, что в настоящее время на многих предприятиях отсутствуют отделы технического контроля и стандартизации, сокращены технологические службы. На предприятиях отсутствует в полном объеме нормативно - техническая документация.

 

Для обеспечения  нормативно-технической документацией и консультационной поддержки предприятий и организаций отрасли независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере бытового обслуживания, министерством систематически подготавливаются и выпускаются сборники нормативных документов. До предприятий доводится информация о введении в действие,  внесении изменений и окончании срока действия государственных стандартов.

      

Обязательным условием для оказания услуг является документально подтвержденный  профессиональный уровень мастерства  исполнителя и его знание требований безопасности, правил обслуживания и санитарных норм. В связи с этим, министерством разработано Положение о квалификационной комиссии по определению профессионального мастерства работников сферы бытового обслуживания. Создана комиссия, которая ведет работу в этом направлении на базе учебно - производственного комбината и отраслевых предприятий.

      

Надеюсь, что позитивные тенденции на рынке услуг населению, в том числе и сфере бытового обслуживания, в перспективе получат дальнейшее развитие. Я уверен, что это, прежде всего, зависит от эффективности организационно-экономических мер, принимаемых государственными и местными органами управления.

 

Начальник Управления развития сферы бытового обслуживания Министерства торговли и экономического сотрудничества РТ БКК Абдуллаев А. Ю.

 

 

 

© vadim gershanov 2007

Сайт создан в системе uCoz