|
Айдар
Абдуллаев |
|
|
Каждого,
кто прочитает новое Положение о порядке расчета и внесения платежей за
жилищно-коммунальные услуги населением, принятые Кабинетом министров РТ 28
декабря 2002 года, заинтересует продекларированная возможность снижать сумму платежа
за недопоставку услуг. Например, у вас в квартире холодные батареи. Как
доказать, что вы имеете право не платить за отопление? Как правильно все это
оформить, чтобы не шли пени и штрафы? Рассказать об этом мы попросили
начальника отдела эксплуатации жилья Министерства строительства, архитектуры
и ЖКХ РТ Айдара АБДУЛЛАЕВА. – Айдар
Юсупович, думаю, нелишне будет напомнить, какие санкции предусмотрены за
недопоставку услуг? – Каждый человек, который рассчитывает
свои доходы и расходы, должен прочитать все четыре постановления, принятые
Кабинетом министров. Написаны они доступно и опубликованы в газете
“Республика Татарстан” от 4 января 2003 года. Должен сказать, что
зафиксированные нормативы качества и санкции за их нарушение далеко не новы,
они существовали и раньше. Изменились только стандарты. А санкции предусмотрены такие: при том,
что температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже 20 градусов
(22 - в угловых), за каждый полный градус неподачи тепла платежи снижаются на
10 процентов месячной ставки. За каждые сутки отсутствия тепла в течение
отопительного сезона платежи снижаются на 5,5 процента месячной ставки. За
отопление можно не платить, если температура воздуха в квартире ниже 12
градусов. На 3,3 процента снижаются платежи за каждые сутки простоя лифта,
отсутствия горячей и холодной воды, просрочки графика вывоза бытовых отходов.
Доказать факт недопоставки услуг всегда
было сложно, но ведь не зря же были разделены функции управляющей компании и
обслуживающей. ЖКУ и должны прежде всего отстаивать ваши права, быть
заинтересованными в том, чтобы оплата соответствовала отдаче. Кроме того, в
Казани создана оперативная диспетчерская служба, ее телефон 063. Ваш звонок
обязательно фиксируется, заявка будет отправлена в обслуживающую организацию
и в течение трех дней должна быть выполнена. По сути это независимая
диспетчерская служба, которая осуществляет контрольные функции. Через три дня
если ситуация не исправлена, автоматически снимается в счетах оплата за эту
услугу. Обязательно запомните или запишите номер заявки, чтобы при
необходимости сделать повторный звонок. Можете обратиться в свою управляющую
компанию, то есть в ЖКУ. С момента написания заявления руководитель ЖКУ
выступает как заказчик и представляет ваши интересы перед ЖЭУ, то есть
обслуживающей организацией, или монополиями, поставляющими тепло, воду,
электричество. Но факт всегда фиксируется с момента подачи вашего заявления,
и я бы советовал продублировать свою заявку звонком по 063. Если ни через
063, ни через обслуживающие организации, ни через управляющую организацию вы
не сможете ничего добиться, приглашаете двоих соседей, фиксируйте температуру
в квартире и составляйте акт о недопоставке услуги, в данном случае тепла.
Других путей нет. С момента составления акта вы имеете право снижать платежи
за недопоставленные услуги. При этом в счет-фактуре надо указать претензии.
Вы можете подать в суд. Но лучше подождите, пока поставщик услуг подаст на
вас в суд. Вы всегда, ссылаясь на номер заявки, составленный акт, докажете свою
правоту. Думаю, что поставщик услуг в таком случае ограничится письменным
предупреждением, а в суд подавать не будет, понимая, что проиграет дело. – Вы представляете, какой вал заявок
может обрушиться на жилищников? – Представляю. Ну и что же. Наши граждане
имеют право получать услуги настолько, насколько они их оплатили. Другое
дело, что не у всех есть время ходить по инстанциям, измерять температуру,
отслеживать время подачи услуг. Для этого в Казани есть комитет защиты прав
потребителей, есть антимонопольный комитет, пишите заявления им, они должны
ходить за вас по всем инстанциям. Сегодня комитет защиты прав потребителей
достаточно часто делает проверки. Но я обращаю ваше внимание на то, что в
других городах и населенных пунктах служба 063 не создана. Разделение функций
заказчика и исполнителя услуг в ЖКХ проведено только в Казани, Нижнекамске,
Набережных Челнах и Альметьевске. В этих городах нужно обращаться в
управляющую компанию. Например, в Нижнекамске гражданин обратится в ДЕЗ. В
Чистополе управляющие компании не созданы, и жильцы по старинке вынужден
обращаться в ПТЖХ, который одновременно является и заказчиком, и поставщиком
услуг. – А если все обращения остаются без
ответа, куда жильцы могут написать, что управляющая компания не выполняет свои
обязанности, не представляет их интересы и они не хотят, чтобы компания у них
работала? – Достаточно написать в администрацию
района. Но лучше создать в доме товарищество собственников жилья (ТСЖ), и
тогда вы сами будете собственниками и сами будете выбирать, кто станет
заниматься вашим домом, сами выберете управляющую компанию. Чтобы отказаться
от чьих-то услуг, вам не потребуется ничье разрешение. А сейчас за вас решают
другие. В крайнем случае – обращайтесь в суд. Наталья ГАРБУЗОВА «Время и деньги» 09 января 2003 года
|
|